Воскресенье, 09.08.2020, 08:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Методический кабинет школы №1 г. Семенова

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » ШМО учителей русского языка и литературы

«Организация исследовательской деятельности школьников на уроках литературы» (возможности современных УМК)
11.01.2020, 21:45
Тема: «Организация исследовательской деятельности школьников на уроках литературы»
(возможности современных УМК)
Беляева Н.В.
учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №1»
Аннотация: автор обобщает свой опыт работы по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в рамках участия в НОУ, анализирует возможности современных УМК по литературе по обучению и организации исследовательской деятельности а также представляет систему работы в 5 классе по учебнику литературы под редакцией Г. В. Москвина.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, современные УМК по литературе, система обучения и организации исследовательской деятельности, работа с информацией
Исследовательская деятельность – один из видов деятельности учащихся на уроке, наряду с познавательной, коммуникативной и творческой. В свете федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения ИД приобретает особое звучание. Мы знаем, что методологическую основу ФГОС школьного образования составляет системно-деятельностный подход, который определяет основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся. Личностные и метапредметные результаты учебного процесса составляют систему универсальных учебных действий (УУД), программа формирования которых охватывает все уровни школьного образования.
Правильно организованная учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся позволяет достичь высоких результатов в формировании УУД, поэтому стандарты отводят её организации большую роль. В частности, на ступени основного общего образования программа развития УУД должна быть направлена «на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности», в старшей школе результатом учебного процесса должно стать «формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности» .
В процессе организации исследовательской деятельности используются и развиваются все виды УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Таким образом, организацию ИД учащихся можно рассматривать как мощную инновационную образовательную технологию.
Цель работы:
обобщить опыт работы по организации исследовательской деятельности на уроках литературы
Задачи:
 Обобщить опыт обучения школьников исследовательской работе во внеурочной деятельности – при создании индивидуальных учебно-исследовательских проектов
 Изучить возможности современных УМК по обучению и организации ИД
 Представить опыт работы по одному из современных УМК, предоставляющих возможности для обучения и организации ИД

История вопроса.
Исследовательская деятельность учащихся (ИД) – далеко не новое веяние в педагогике и методике преподавания. В историко-дидактическом аспекте она, по утверждению Н.П. Терентьевой, восходит к сократовским беседам, предполагая свободный поиск истины учащимися через выявление противоречий, проблем и путей их самостоятельного разрешения под руководством педагога, владеющего исследовательским методом обучения и помогающего ученикам совершить восхождение к знанию. Исследовательский метод, как способ организации исследовательской деятельности учащихся, представлен в дидактической классификации методов обучения Л. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным (60-е годы ХХ в.). Этот метод назван одним из продуктивных общедидактических методов обучения познавательно инициативных учеников в старшей школе. Как широко принятые в школьном методическом лексиконе, понятия «исследование», «исследовательский» появляются в начале 80-х годов. Важным этапом этого процесса стали работы М. Г. Качурина. Если Н. И. Кудряшев, рассматривая специфику общедидактических методов применительно к литературе как предмету школьного цикла, отмечал, что открытие в изначальном смысле этого слова здесь возможно как редкое исключение, в области литературного краеведения, то М. Г. Качурин расширил представление о специфике и возможностях исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы, связав ее с интерпретацией литературного материала (темы, проблемы), новым взглядом на художественное произведение, обоснованным и подтвержденным средствами научного исследования.
Актуализация исследовательской деятельности учащихся в наши дни связана с парадигмальными изменениями процесса образования, с его ориентацией на развитие личности, в том числе литературное развитие, с созданием методических условий для становления субъектной позиции школьника-читателя через смыслопонимание и смыслопорождение, рефлексию.


Обобщение опыта. Этапы работы.
Первым этапом моей работы было обобщение опыта обучения школьников исследовательской работе во внеурочной деятельности – при создании индивидуальных учебно-исследовательских проектов.
В нашей школе существует Научное общество учащихся, в рамках которого действуют гуманитарная, математическая секции, секция естественных наук. С 2012 года я работаю с одарёнными учащимися в своих классах над созданием учебно-исследовательских работ краеведческой, литературоведческой и культурологической тематики. За это время были получены следующие результаты:
• В 2012 году Байдакова Светлана (ученица 9 класса) успешно защитила на районной конференции «Ступень в будущее» работу «План города Семёнова как схема идеального города эпохи классицизма» - 1 место (диплом победителя).
• В 2013 году Шебанова Анастасия (10 класс) стала победителем районной конференции «Ступень в будущее» (1 место) с работой «Театр кукол: явление мировой культуры и часть истории моей семьи».
• В 2014 году Шевякова Виктория (5 класс) получила диплом 2 степени (2 место), защитив работу «Семёновские ложкари: вчера, сегодня, завтра…»
• В 2015 году Потехина Виктория (10 класс) получила диплом победителя (1 место), выступив с работой «Семеновский учительский институт».
• Кроме того, в 2015 году ученица 10 класса Гришнякова Анна выполнила работу по творчеству Пушкина для участия в областной конференции учащихся «Под знаком Пушкина» и получила диплом победителя, пройдя два этапа – заочный и очный (второй этап - защита работ - проходил в музее-заповеднике «Болдино»). Работа по жанру является рефератом, но по сложности поставленной задачи приближается к уровню учебно-исследовательских работ.
• В 2016 году для участия в районной конференции «Ступень в будущее» Гришняковой Анной и Сироткиной Анастасией представлены две работы, представляющие собой исследование малоизвестных произведений Зинаиды Гиппиус о Семёновском крае. (1 и 2 место)
• В 2017 году ученица 8 класса Шевякова Виктория выполнила работу по теме «Книги Джоан Роулинг о Гарри Поттере как источник лингвистических знаний: особенности использования латинизмов»( «Ступень в будущее», 1 место)
• В 2019 году ученица 8 класса православной гимназии Годнева Елизавета выступила с работой «Семантика фамилий с формантом –ский жителей города Семенова 19-начала 20 века»( «Ступень в будущее», 3 место);
Виноградова Елизавета (9 класс) защитила работу «Загадки романа В.Каверина «Два капитана»( «Ступень в будущее», 2 место);
Кроме того, в октябре 2019 года Годнева Елизавета выступила с указанной выше работой на межрегиональной научно-практической конференции учащихся «Традиции и новации: история, культура, наука»(13-е Малые Свято-Трифоновские чтения, г. Киров) и заняла 1-е место.

За это время сложилась определённая методика работы с учащимися (система индивидуальных консультаций «Основы учебно-исследовательской деятельности»).
Но к настоящему времени были выявлены следующие проблемы:
- Инициатором учебно-исследовательской деятельности в каждом из вышеупомянутых случаев являлся учитель.
-Положительные результаты стабильны, но единичны.
-Перечисленные учащиеся, безусловно, приобрели опыт ИД, но в целом качество работы с учащимися не изменилось.
Анализируя данную ситуацию, я пришла к следующему выводу: поскольку новые стандарты диктуют необходимость системно-деятельностного подхода, вовлечение в ИД в урочной деятельности, следовательно, необходимо изучить, какие возможности для этого предоставляют учебники нового поколения. Выбор был остановлен на УМК Москвина (по нему работает школа в 5-6 классах). Для сравнения возможностей современных учебников литературы в организации ИД привлечены УМК Коровиной и УМК Ланина. Причины именно такого выбора следующие: по УМК Коровиной работала много лет, на УМК Москвина школа перешла в 2015-2016 учебном году. УМК Ланина решила выбрать как ещё один новый, вызывающий много споров учебник.
.Сравнительная характеристика УМК по литературе.
УМК Коровиной считается традиционным, по нему работают в школе не одно десятилетие (с 90-х годов 20 века). УМК Москвина и Ланина – относительно новые. Учебники обоих авторов начали проходить апробацию в 2006 -2007 годах.
Различия можно представить в виде таблицы.
Критерии УМК Коровиной УМК Ланина УМК Москвина
Издательство
«Просвещение» «Вентана-Граф» «Вентана-Граф»
Состав УМК

Наиболее полный (7 единиц)
• Рабочая программа
• Учебники
• Рабочие тетради
• Дидактические материалы «Читаем, думаем, спорим»
• Поурочные разработки
• Фонохрестоматии
• Методические рекомендации к фонохрестоматии
5 единиц
• рабочая программа
• учебники в печатной и электронной формах
• рабочие тетради
• тетради для контрольных работ
• методические рекомендации для учителя
4 единицы
• программа
• учебники
• рабочие тетради,
• методические рекомендации для учителя

Наличие учебников под редакцией данного автора для 11 класса Нет
(переход на УМК Ю.В.Лебедева,
В. П. Журавлёва)
Есть на базовом и на профильном уровне Нет
(переход на УМК Ланина)
Отличительные особенности 1.Особое внимание уделено развитию устной речи учащихся, ее лексическому богатству, интонационной выразительности.
2.Внимание к роли семьи, малой родины, мест, связанных с жизнью писателя в формировании его художественного мира 1. Активное использование Интернета в процессе читательской деятельности.
2.Постоянное сопоставление на разных уровнях обучения произведений русской и зарубежной, классической и современной литературы, а также их трактовкой в других видах искусства.
1.Система работы с текстом, как художественным, так и теоретическим (предтекстовые, внутритекстовые и послетекстовые вопросы, задания на сжатие информации)
2.Особое внимание уделено обучению навыкам исследовательской деятельности.
(есть определённая система работы в этом направлении от 5 до 9 класса)
Принцип расположения материала Хронологический (расположение материала в каждом учебнике от древности до наших дней), тематический(каждый год посвящен какой-то теме) «Сочетание концентрического, хронологического, жанрового принципов»
(из программы)
5-8 класс - «деятельностный принцип(проблемно-тематический);
9 класс – хронологический принцип» (из программы)

Иллюстрации Достаточно большое количество, цветные, небольшого формата Очень мало, черно-белые (авторы умышленно не включили иллюстрации, перенесли их в рабочие тетради) Много, яркие, как классическая живопись, так и современные иллюстрации
Структура учебника (методический аппарат) Есть рубрикация:
«Проверьте себя», «Обогащаем свою речь. Слвершенствуем свою речь», «Учимся читать выразительно», «Литература и другие виды искусства», «Литература и изобразительное искусство», «Проект.Творческое задание», «Вопросы и задания повышенной сложности», «Фонохрестоматия», «Размышляем о прочитанном». Есть рубрикация: (чрезмерное количество рубрик)
«Встреча», «Повторяем пройденное», «Возьмите на заметку», «Обсудим вместе», «Ваша литературная энциклопедия», «Решаем читательские задачи», «Творческие задания(исследования, проекты», «Литературная мастерская», «Выскажите своё отношение к прочитанному», «Давайте поспорим!», «Виртуальная кладовочка», «А теперь в школьный кинотеатр!», «Закладка для экзамена» Нет рубрикации.
Вместо рубрик – символы, условные обозначения, которые оговорены в начале учебника
Развитие устной и письменной монологической речи (5 класс) Больше заданий на развитие устной речи, они однотипны: пересказ вступительной статьи, пересказ художественного произведения или его части(подробный или краткий). Письменные работы разнообразны (сочинить сказку, балладу, сатирическую заметку, написать сочинение или отзыв), но не всегда оправданы.
Соотношение 34(у): 9(п) Больше заданий на развитие письменной монологической речи, они разнообразны (сочинить сказку, басню, написать отзыв, небольшое размышление, случай из жизни и.т.д). Заданий на развитие устной монологической речи мало, они бессистемны
Соотношение 8(у): 19(п) Постоянная работа по развитию устной монологической речи (заданий много, они очень разнообразны, их можно систематизировать); недостаточно разнообразны задания для письменной работы (в основном, написание аннотации к прочитанному произведению). Соотношение 24(у):8(п)

3.3 Возможности организации и обучения ИД в разных УМК по литературе в 5 классе
Критерии УМК Коровиной
УМК Ланина УМК Москвина
Поисковые задания +
Мало, однотипные (найти дополнительную информацию о писателе) +
достаточное количество +
большое количество, разнообразны
Задания на формирование навыков работы с информацией, с текстом - +
время от времени, бессистемно +
систематически
Исследовательские задания +
Мало, в основном сравнение фольклорных и литературных произведений. Формулировка задания неотчетливая. +
большое количество +
большое количество
Задания, формирующие навыки исследовательской (академической) культуры - +
Незначительное количество +
Последовательно, регулярно

Таким образом, все представленные УМК в соответствии с ФГОС содержат поисковые и исследовательские задания по литературе. Но в УМК Москвина (учебник литературы 5 класса), кроме того, представлены задания на формирование навыков работы с информацией, навыков исследовательской культуры. Причем, подобные задания не единичны, они регулярны, включаются более или менее часто, насколько позволяет тема.

Исследовательская деятельность в учебнике Москвина.
Описание системы исследовательской деятельности в 5-9 классах
Авторы учебника (Ерохина Е.Л) утверждают, что ими разработана система обучения и организации ИД. Это поэтапный процесс, идущий от «простого к сложному».

Класс(этап обучения)
5 класс(подготовительный этап) Проблемные вопросы; мини-исследования с алгоритмом их выполнения
6 класс Специальные уроки-исследования «Постигаем секреты художественного текста»
7 класс Обучение навыкам академической культуры:
-обучение подготовке реферата
-памятка участнику учебно-научной конференции
8 класс Весь построен как курс исследования. Каждый раздел - модель исследовательской деятельности: даны цели, задачи, темы, список литературы для самостоятельных исследований; памятка для ученика «Как работать с научной литературой»
9 класс Исследовательские и проектные умения – основа постижения литературы.

Таким образом, авторы дают возможность учителю пройти путь от создания проблемных ситуаций на уроке литературы к созданию условий для самостоятельного выявления учениками возможных познавательных противоречий и поиска пути их разрешения.

Анализ заданий, формирующих навыки ИД в 5 классе

1.Значительна доля вопросов и заданий, ориентирующих на размышление: «Почему…?», «Объясни….»
Например: «Объясни, почему процесс создания фольклорного произведения сравнивается с работой пчел?»
«Почему в пословицах часто используются глаголы 2 лица?»
«Объясни, как ты понимаешь смысл предложения: «Рассказывая сказки, народ воспитывает сам себя»?»
2.В учебные задания включена терминология исследовательской работы (общенаучная терминология). Например: «обосновать мысль», «результаты наблюдений», «сделать вывод», «проанализировать» и т. д
Делается это постепенно, аккуратно, не вызывает отторжения у детей.
3.В некоторых заданиях дается алгоритм исследовательской деятельности (т.е., не только дано задание «Проведите исследование», но и показано, как это сделать)
Примеры заданий:
«Дополни данные ниже слова определениями из сказки:…царство, …конь, …сокол, …молодец. Запиши их в тетрадь. Встречались ли тебе подобные определения в других сказках? Сделай вывод из своих наблюдений.»
«Понаблюдай, как начинается сказка «Хрустальная гора», чем она заканчивается. Сколько раз герой сражался со змеями? Вспомни другие прочитанные тобой сказки. Сколько раз повторялись в них события или действия героев? Сделай вывод, чем похожи эти сказки.» (причём задание это предшествует информации о том, как строится сказка, и учащиеся могут сравнить результаты своих наблюдений с выводами учёных-фольклористов)
4.Уделяется большое внимание работе с текстами учебно-научного стиля.
Пример задания: «Передай содержание текста с опорой на ключевые слова» (9 заданий подобного типа)
5. Достаточно часто встречается задание составить план статьи (озаглавить части художественного текста), представить информацию в виде таблицы.
6.Задания на самостоятельный поиск информации в разных источниках (7 заданий подобного типа)
Примеры: «Найди в энциклопедии, Интернете или спроси у взрослых, что такое…(кто такой…)»
7. Задание «Проведи самостоятельное исследование» (обозначено специальным условным значком)
Как правило, это сравнение произведений разных жанров, героев разных произведений, чернового и окончательного варианта произведения и т.д
Например: «Проведи самостоятельное исследование «Числа в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»,
«Сравни первоначальный и окончательный варианты стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» и т. д. (10 заданий подобного типа)
8. Написание аннотации как часто встречающаяся форма работы по формированию навыков письменной монологической речи. В учебнике дается подробная инструкция, как писать аннотацию к художественному произведению, пример аннотации. (6 заданий подобного типа)
Проанализировав задания из учебника «Литература.5 класс» Г. В. Москвина, Н. Н. Пуряевой, Е. Л. Ерохиной (2015 год), я сделала следующие выводы:
В учебнике 5 класса действительно уделено большое внимание обучению первоначальным навыкам исследовательской деятельности. Выполняя подобные задания, учащиеся учатся анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, делать выводы, представлять информацию в виде таблиц, схем, использовать дополнительные источники информации, приобщаются к культуре исследовательской деятельности.
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе с учетом развития навыков ИД
(Вводный урок. 1.ч. Раздел «Реальность и вымысел», глава «Фольклор». 9 ч.)



Тема урока Задания на формирование навыков ИД

Задания на самостоятельный поиск информации Задания на формирование навыков работы с информацией, с текстом Мини-исследование Задания, приобщающие к культуре ИД
(лексика ИД и др.)
Вводный урок.1 час
1 Литература как искусство слова Найди в энциклопедии, Интернете или спроси у старших, что такое латинский язык. Когда и где на нём говорили? Пересказ текста с помощью опорных слов - -
Раздел «Реальность и вымысел»
Фольклор. 9 часов
2 Фольклор. Понятие о фольклоре - Пересказ текста с помощью опорных слов - -
3 Пословицы и поговорки Найди в энциклопедии, Интернете или спроси у старших, кто такой В. И. Даль. Чем он известен? Пересказ текста с помощью опорных слов - Найди в тексте доказательства утверждений, сформулированных в первом абзаце.
4 Загадки. Пересказ текста с помощью опорных слов - -
5 Сказки. Типы сказок Найди в энциклопедии, Интернете или спроси у старших, когда появилась письменность и люди начали записывать сказки. Работа со схемой.
Пересказ текста с помощью опорных слов Проведи эксперимент: пусть все члены твоей семьи по очереди расскажут друг другу сказку, например, «Теремок». Понаблюдай, как будет изменяться сказка. -
6 Волшебная сказка «Хрустальная гора» - - Понаблюдай, как начинается сказка, чем она заканчивается.
Сколько раз Иван царевич сражался со змеями? Вспомни другие сказки. Сделай вывод, чем похожи эти сказки. -
7 Как строится сказка. - Составь план текста - Сравни уже сделанные тобой выводы и наблюдения с тем, что ты узнаешь из текста.
8 Сказки о животных. «Лиса и тетерев» - - - -
9 Бытовые сказки. «Как старик домовничал» - - Вспомни, как обычно начинаются сказки. Сравни традиц. сказочные зачины с началом этой сказки. Попробуй объяснить результаты своих наблюдений. -

Опыт работы в 5 классе по учебнику Москвина
(Обучение написанию аннотации )
Аннотация – не совсем обычный вид письменной работы для пятиклассника. Тем не менее, в учебнике Г.В. Москвина этому виду работы уделяется значительное внимание: за курс 5 класса учащимся предлагается написать 6 аннотаций (для сравнения: в учебнике Ланина только одно подобное задание, в традиционном учебнике Коровиной заданий такого типа нет).
Что же такое аннотация? Нужен ли такой вид письменной работы в 5 классе?
Мы знаем, что по своей сути аннотация – это вторичный документ научного стиля, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. «Аннотирование – процесс аналитико-синтетической переработки информации. Аннотирование, как и реферирование имеет целью сокращение физического объема первичного документа при сохранении его основного смыслового содержания. Основными функциями аннотации как вторичного документа являются сигнальная и поисковая функции». Существуют разные виды аннотаций, определённые правила их составления.
Безусловно, это непростой вид работы не только для пятиклассника, но и для учащихся старшей школы. Чем же руководствовались авторы учебника?
Аннотация, написанию которой предлагается обучить пятиклассников, относится к типу рекомендательных аннотаций. Подобные тексты можно найти на сайтах, рекламирующих новые книги.
В первой и второй части учебника в справочном разделе дана подробная инструкция в виде таблицы «Как написать аннотацию» (определение аннотации из Большого толкового словаря русского языка под редакцией С.А. Кузнецова , признаки жанра, используемые речевые клише, частые ошибки, примеры). За год учащимся предлагается написать 6 аннотаций на крупные произведения повествовательного характера.(Сказка Шварца «Два клёна», сказка Гофмана «Шелкунчик и мышиный король», «Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Кладовая солнца» Пришвина, «Робинзон Крузо» Дефо, «Васюткино озеро» Астафьева).
Аннотация - заключительный этап работы над произведением(это задание в разделе, посвященном произведению, всегда помещено последним).
Таким образом, по мнению авторов учебника, написание аннотации, во-первых, поможет учащимся повторить содержание большого по объёму произведения, обобщить знания о нем, во-вторых, обучает навыкам сжатого изложения информации, умению формулировать основную мысль, проблему (это делает задание полезным и для подготовки к ГИА), в –третьих, приобщает к основам академической культуры, поскольку аннотация - это создание текста научного стиля.
Учитель, работающий по данному учебнику, обязательно должен провести урок, обучающий написанию аннотации, написать первую аннотацию вместе с учащимися. Хорошие объективные результаты приносят работы, написанные на уроке (домашние аннотации, как правило, несамостоятельны). Как показывает опыт, учащимся трудно избавиться от субъективности, им хочется выразить собственное мнение, рассказать о своих впечатлениях, они невольно включают лексику художественного стиля. Поэтому, как мне кажется, необходимо наряду с аннотацией дать учащимся и образец отзыва о произведении (учебник Москвина такой вид работы не даёт).

Система письменных работ по учебнику литературы под редакцией Москвина (5 класс)
Поскольку устная работа в учебнике преобладает над письменной, целесообразно спланировать задания для небольших письменных работ по пройденным произведениям. Размышляя, каким образом это можно сделать системно, я пришла к выводу, что возможен цикл работ - сравнительных характеристик.
Дело в том, что авторы указывают на следующую особенность учебника: произведения подобраны и размещены таким образом, что просматривается система связей между ними, перекличка проблем, появляется возможность проводить аналогии, сравнивать героев, ситуации, в которых они действуют. Работая по первой части учебника, я уже успела это заметить. Дети сами, без помощи учителя, легко нашли несколько подобных аналогий. Так, в пятом классе по этому учебнику изучается 2 нетипичных для традиционной программы произведения: сказка Шварца «Два клёна» и сказка - быль Пришвина «Кладовая солнца». Оба были прочитаны и восприняты достаточно легко. Но, как мне кажется, восприятие второго произведения было обогащено именно благодаря тому, что незадолго до этого было прочитано первое. Читая эпизод о двух сросшихся деревьях на Блудовом болоте, которые жалобно шелестели листьями под порывами ветра, ребята вспомнили героев сказки Шварца, мальчиков, превращённых в два клёна, о том, как они разговаривали, шелестя листочками, а их мать, разыскивавшая их по всему свету, находилась рядом и не слышала, не понимала их слов. Один из учеников предположил: а что если это родители Насти и Митраши? Эта идея очень заинтересовала ребят. Возник живой диалог, в котором одни отрицали такую возможность (это не сказка, а обычная жизненная история, родители у этих детей погибли в Великую Отечественную войну) другие настаивали на возможности волшебства: автор назвал книгу сказкой-былью, неслучайно же сказано, что деревья волнуются, шумят, ведь дети поссорились, они поодиночке пойдут на болото, их ждет беда. Так высказанная во вступительной статье мысль авторов о том, что «сквозь описание обычного и повседневного проступает внутренняя, тайная жизнь леса», стала понятнее и ближе учащимся.
Читая сцену с Оксаной, прихорашивающейся перед зеркалом, жеманящейся, капризно настаивающей на своей красоте, мы немедленно вспомнили царицу из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».
Ещё одно интересное наблюдение было сделано, когда мы читали эпизод из «Кладовой солнца» об Антипыче. Задание, данное авторами учебника к этой части текста, предлагало описать характер Антипыча. Поначалу ответы детей были традиционны: добрый, любящий свою собаку Травку, заботливый, любил пошутить. Но один из ответов оказался более глубоким: Антипыч мудрый, он знает Правду, которой никто вокруг не знает, и как будто учит героев-геологов, но говорит загадками, и тайна о Правде остается тайной. Стало интересно, смогут ли ребята найти аналогии в прочитанных произведениях? На заданный вопрос, где мы ещё встречались с подобными героями, мудрыми, обладающими тайным знанием, был немедленно получен ответ: конечно же, это Дроссельмейер из «Щелкунчика». Вспомнили и карикатурного пузатого Пацюка, хоть он и смешон, но черта за плечами кузнеца всё-таки увидел.
Итак, какой может быть система письменных работ с учетом названных выше особенностей учебника? После прочтения двух или нескольких произведений, между которыми прослеживаются связи, предлагается сравнить героев. Сравнение помогает ярче увидеть какую-либо черту героя, затронуть ту или иную проблему.

1. Сравните красавицу Оксану из «Ночи перед Рождеством» и царицу из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Что общего вы видите между героинями? Чем они отличаются?
Дети, безусловно, найдут много общих черт. Царица «горда, ломлива, своенравна и ревнива», говорит с зеркальцем. Оксана капризна, избалована вниманием, она также наряжается и жеманится перед зеркальцем, не может налюбоваться своей красотой. Но судьба героинь разная. Одна из них умерла от досады и злости, а другая изменилась под воздействием любви. Так учащиеся приходят к мысли, что любовь –великая сила, которая может изменить человека, сделать его лучше.
2. Вакула ради любви к Оксане готов на всё: и терпеть её постоянные капризы, и с жизнью проститься, и совершить невозможное (добыть царские черевички). А кто из героев прочитанных нами в первом полугодии книг так же беззаветно любит, так же верен, ничего не боится и на всё способен ради любви?
Учащиеся могут вспомнить царевича Елисея, который объехал весь свет ради любимой, обращался к могучим силам природы, спускался в глубокую пещеру, сумел своей любовью вернуть царевну к жизни; Мари, вступившую в битву с мышиным королём; любящую мать Василису Егоровну из сказки «Два клёна», которая три года ищет своих детей по свету и борется за их спасение с Бабой Ягой.
3. Что такое преданность? Какие герои прочитанных нами в первом полугодии книг проявляют преданность, верны своим возлюбленным, хотя получают выгодные, соблазнительные предложения?
Задание можно дать после изучения сказа Бажова «Хозяйка Медной горы».
Степан из сказа Бажова не предал невесту Настеньку, хотя его прельщала своей красотой и несметными богатствами сама Хозяйка Медной горы. Вспомнится и царевна из сказки Пушкина, которая была предана своему жениху и отказалась выбрать в мужья одного из богатырей, хотя все они были «люди добрые».
4. В каких произведениях встречаются герои-мудрецы, говорящие загадками, совершающие загадочные поступки, обладающие тайным знанием, недоступным другим героям?
Могут быть названы старик Антипыч из «Кладовой солнца», обладающий жизненной мудростью и добротой, знающий тайну Правды, но не раскрывший её геологам, ведь правда о смысле жизни не даётся никому готовой, каждый постигает её сам; таинственный Дроссельмейер, сказочник, волшебник или искусный мастер, проникший в тайны вещей, своими руками создавший кукольную страну и вдохнувший в неё жизнь.
5. Сравни героев –«робинзонов», встретившихся тебе на страницах учебника. Что между ними общего? Чем они отличаются?
6. Крестьянские дети в русской литературе и т.д.

Как нам кажется, подобные задания очень полезны. Они приучают детей к мысли, что разные авторы могут затрагивать похожие темы, поднимать одни и те же проблемы, изображать героев, сходных по характеру. Это в перспективе поможет подготовить учащихся к экзаменационному сочинению как по русскому языку, так и по литературе.

Список литературы:
1. Федеральные государственные стандарты среднего (полного) общего образования. – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogid
2. О.В. Лебедева, И.В. Гребенев «ФГОС школьного образования: проектирование и организация исследовательской деятельности в учебном процессе»// «Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского» 2013 г., №5(2), с.106-112
3. Глоссарий методических терминов и понятий (русский язык и литература):Опыт построения терминосистемы/ Под общей редакцией Е. Р. Ядровской, А.И. Дунева. – СПб.: Своё издательство, 2015.-306 с.
4. Терентьева Н. П. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по литературе: компетентностный и аксиологический аспекты // Вестник ВГГУ. Педагогика и психология. — 2011. — № 3 (3). — С. 90–93.
5. Качурин М. Г. Ученик-исследователь на уроках литературы. — СПб.: Просвещение, 2001.
Категория: ШМО учителей русского языка и литературы | Добавил: belyayeva5
Просмотров: 47 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

МБОУ "Школа №1" г. Семенов Нижегородская обл. © 2020
uCoz