Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог файлов
Учебно-методическая карта урока «Написание не с именами существительными», 5 класс, Учебник: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос
| 08.01.2019, 16:59 |
Учебно-методическая карта урока Предмет: Русский язык Учитель: Колобянина Антонида Африкановна Класс: 5 Учебник: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос Тема урока: «Написание не с именами существительными» Цель урока: Создать условия для формирования навыка слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными Тип урока: Урок открытия новых знаний Задачи: Предметные: • формировать умение правильного написания НЕ с именами существительными, объяснять условия выбора того или иного употребления и обозначать графически; • актуализировать уже имеющиеся знания учащихся о написании НЕ с глаголами. • Развивающие: • развивать устную и письменную речь учащихся; • расширять словарный запас, кругозор учащихся; • развивать мышление, память, внимание; Воспитательные: • воспитывать любовь к родному языку; • воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса • воспитывать умение слушать и слышать друг друга Планируемые образовательные результаты Предметные: • формирование умения отличать приставку НЕ от частицы НЕ и от НЕ, входящей в состав корня слова; • знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании высказывании; Метапредметные: • развитие способности извлекать информацию из различных источников; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • применение приобретенных знаний, умений, навыков в повседневной жизни Личностные: • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; • уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; • стремление к речевому самосовершенствованию. Методы обучения Исследовательский Виды работы Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах Средства обучения Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник, карточки с заданиями, сигнальные карточки Формируемые УУД Познавательные Регулятивные Коммуникативные, личностные
План: 1. Организационный момент Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, создание благоприятного психологического настроя на работу Приветствуют учителя, включаются в работу 2. Создание психологического настроя. Проблемная ситуация. Учитель предлагает учащимся посмотреть на рисунки и сказать, кто на них изображён. (СЛАЙД № 2). Незнайка, ненастье (непогода), невнимательность, неваляшка. - Прочитайте, пожалуйста, эти слова на следующем СЛАЙДЕ № 3 - К какой части речи относятся все эти слова? (Существительные) - Что общего у этих существительных в написании? (все существительные начинаются с не-) 3. Формулирование темы урока, целеполагание. - Как вы думаете, о чём сегодня пойдет речь на уроке? Предполагаемые ответы: Как пишется не с существительными. Написание не с существительными. - Верно, тема нашего урока: Написание не с именами существительными. Запишем число, классная работа, тему урока. СЛАЙД № 4 - Давайте попытаемся сформулировать цель нашего урока. Что мы должны узнать? Предполагаемые ответы: как пишется не с существительными, выяснить условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными. - А чему мы должны научиться на уроке? Предполагаемые ответы: Научиться правильно писать имена существительные с НЕ. СЛАЙД № 5 - Эта тема новая для вас? Предполагаемые ответы: частично. Знаем написание НЕ с глаголом. Не знаем написание НЕ с существительными.
4. Актуализация прежних знаний. Работа с информацией, выделение необходимой информации; построение высказывания в устной речи. Умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать, вступать в диалог. - Посмотрите на СЛАЙД № 6 и прочитайте слова. К какой части речи они относятся? (глаголы) - Как пишется НЕ с глаголами? (слитно и раздельно) - Вспомните условия написания НЕ с глаголом. ( Учащиеся называют, и на слайде появляется запись)
5. Изучение нового материала Учитель предлагает учащимся совместно формулировать правило употребления НЕ с именами существительными. С этой целью учитель предлагает понаблюдать за особенностями группы слов на СЛАЙД № 7 и ответить на вопросы. Прочитайте слова без не. (настье…взгоды…вежда) Чем является не в приведённых словах? (частью корня) Сделайте вывод, когда не с существительными пишется слитно. (Слово без НЕ не употребляется). Первый пункт правила появляется на СЛАЙД № 8 , и учащиеся записывают его в тетрадь. - Понаблюдайте за особенностями другой группы. СЛАЙД № 9 правда – неправда счастье – несчастье друг – недруг Сравни пары слов. Какой смысл слову придаёт не? (противоположный) Чем можно заменить существительные с не? (синонимом) Чем является не в данных словах? (приставкой) Все правильные ответы появляются на экране. Сделайте 2-й вывод о слитном написании существительных с не. (Можно заменить синонимом (близким по значению выражением). Второй пункт правила появляется на экране СЛАЙД № 10, учащиеся записывают в тетради. - Продолжим наблюдения. Какой смысл вносит частица НЕ в эти предложения? (противопоставление) СЛАЙД № 11 Не печь кормит, а руки. Не силой борются, а умением. - Чем является не в данных предложениях? (частицей) - Сделайте вывод о том, когда не с существительными пишется раздельно. (Есть противопоставление). Третий пункт правила появляется на экране СЛАЙД № 12, учащиеся записывают в тетради. - Продолжим наблюдения. СЛАЙД № 13 . Какой смысл вносит частица НЕ в эти предложения? (отрицание) Это не галка, не сорока, не ворона. Не грибы домой несу – одни дождинки на носу.
Сделайте вывод о том, когда не с существительными пишется раздельно. (Есть отрицание). Четвёртый пункт правила появляется на экране СЛАЙД № 14 , учащиеся записывают в тетради. В результате учитель предлагает сделать вывод на основе рассмотренных примеров: когда НЕ пишется слитно с именами существительными? 7. - Обобщим всё вышесказанное, сформулируем алгоритм действий, которым вы сможете пользоваться при написании НЕ с существительными. СЛАЙД № 15
8. Физкультминутка. СЛАЙД № 16. Весна, весна! Пришла весна! Хлопки в ладоши. Тепло на крыльях принесла. Короткие взмахи руками-крыльями И вот на самом солнцепеке Ходьба. С поднятой гордой головой Покрутить головой вправо-влево. Расцвел подснежник голубой. Руки в стороны. Он весь пушистый, серебристый, Подняли руки вверх. На солнце маленький стоит. Поднять голову, посмотреть на небо. Посланец он весны надежный, Ходьба на месте . Он не боится холодов. Хлопки в ладоши. За ним придут цветы другие, Повороты влево-вправо. Он первенец среди цветов. Хлопки в ладоши. 9. Закрепление изученного материала. Анализ информации, умение делать вывод. Структурирование знаний. Упражнение 119 учебника. Комментированное выполнение упражнения и одновременной проверкой на экране. СЛАЙД № 17. • Голодная воля лучше сытой неволи.
• Каждая неудача прибавляет ума.
• Ученье – свет, неученье – тьма.
• Недруг поддакивает, а друг спорит.
• Ненастье дороги не спрашивает.
• Умный с одного слова поймёт, а невежде и сто слов не помогут.
Тест. СЛАЙД № 18. Укажите номера предложений, в которых существительное с не пишется раздельно.
• Невезение преследовало меня. • Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. • Невезение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении. • Видно неряху по грязной рубахе. • Говорить неправду некрасиво. • Говорит не правду, а ложь Самопроверка. СЛАЙД № 19 . Объяснение. Выводы. Тест. Выберите слова, которые не употребляются без НЕ. СЛАЙД № 20 .
1.(Не)вежа
2. (Не)внимательность
3. (Не)годование
4. (Не)вежда
5. (Не)здоровье
Самопроверка. СЛАЙД № 21. Объяснение. Выводы. Самостоятельная работа. СЛАЙД № 22. Спишите слова, раскройте скобки. (Не)аккуратность ученицы Слёзы (не)годования Весёлый (не)поседа (Не)правда, а ложь Явная (не)правда Большая (не)приятность Маленький (не)ряха Исцелить (не)дуг Испытывать (не)нависть Сердитый (не)знакомец (Не)точность в ответе Вызвать (не)доумение
Взаимопроверка. Затем проверка по СЛАЙД № 23 .
10. Лингвистическая кладовая. СЛАЙД № 24 .
Невежа, невежда – -вед- «ведать», «знать». В современном русском языке «невежа» значит «грубиян», «невежда» – «несведущий», «необразованный человек».
11. Подведение итогов. Подводя итоги урока, учитель в форме фронтального опроса предлагает учащимся еще раз озвучить правило, изученное на уроке. Учащиеся формулируют правило, изученное на уроке. - Какие вопросы мы поставили в начале урока? - Достигли ли цели, которую поставили перед собой в начале урока? Построение речевого высказывания в устной форме. Умение грамотно излагать свои мысли в устной форме.
12. Рефлексия. СЛАЙД № 25 . Построение речевого высказывания в устной форме. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Проводят самооценку своей деятельности на уроке. Оценивают личные достижения, уточняют пробелы в знаниях.
Учитель предлагает учащимся продолжить три высказывания: 1) Сегодня на уроке я узнал(а)… 2) У меня хорошо получилось… 3) Но мне было трудно… Далее учитель предлагает каждому оценить степень усвоения материала на уроке с помощью сигнальных карточек 5 цветов: 1. Урок для меня был интересным. 2. На уроке я был недостаточно активен. 3. Не все мои ответы были удачными. 4. На уроке я был активен 5. Все мои ответы были удачными
Учащиеся заканчивают утверждения, предложенные учителем, а затем дают оценку собственным результатам, поднимая карточку того цвета, который отражает степень усвоения материала.
12. Домашнее задание. Формулирование домашнего задания, инструктаж по его выполнению СЛАЙД № 26 . параграф 18, упр.118 Учащиеся записывают домашнее задание, слушают комментарии учителя. 13. Комментированное выставление отметок. Соотнесение самооценки с оценкой, поставленной учителем. Учитель озвучивает отметки за урок, комментирует работу класса в целом и отдельных учеников в частности. Учащиеся слушают, выставляют отметки в дневники.
|
Категория: ШМО учителей русского языка и литературы | Добавил: semmousosch1
|
Просмотров: 222 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|