Воскресенье, 09.08.2020, 08:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Методический кабинет школы №1 г. Семенова

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » ШМО учителей русского языка и литературы

Урок литературы в 5 классе "Жизненные уроки романа Д. Дефо "Робинзон Крузо"
11.01.2020, 10:29
Урок литературы в 5 классе
Тема «Жизненные уроки романа Даниэля Дефо
«Робинзон Крузо»
Материалы для участия в окружном конкурсе
методических разработок «Моя методическая копилка»
Номинация «Современный урок литературы»

Материалы предоставила учитель
русского языка и литературы
Беляева Наталья Владимировна

Урок был проведен в 2016-2017 учебном году как открытый урок для учителей школьного методического объединения МБОУ «Школы №1»
Самоанализ урока
Класс: 5 «Б»
Тема урока: «Жизненные уроки романа «Робинзон Крузо»
Работа ведется по программе и учебнику В.Г. Москвина
Урок является заключительным уроком по произведению (запланировано 4 часа на изучение романа Д. Дефо)

Цели урока:
Образовательные:
• Обобщить знания об авторе, его произведении, главном герое романа
• Подвести учащихся к выводам о том, что помогло герою выжить на необитаемом острове
Развивающие:
• развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
• развивать умение работать с текстом (работа с высказываниями великих людей);
• развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе;
• развивать творческие способности;
• развитие связной речи
Воспитательная:
• воспитывать нравственные и волевые качества (через образ главного героя)

Тип урока: обобщающий урок
Формы: фронтальная работа (беседа, эвристическая беседа),
групповая работа
Технология: организация работы в группах, ИКТ-технологии, проектные технологии
Межпредметные связи: кино
Дидактические материалы и оборудование: ПК, проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал (для работы в группах), ресурсы Интернета

Структура урока.
1. Организационный момент. Создание психологического настроя
2. Создание проблемной ситуации, подводящей к формулировке темы и целей урока.
Формулирование целей урока учащимися.
3.Актуализация знаний. Обобщение изученного ранее материала
4. Практическое применение знаний.
5. Поисково-обобщающая работа (анализ цитат), выводы по теме урока
6. Рефлексия
7. Домашнее задание

Урок попробовала провести с учётом новых ФГОС, с учетом требований к современному уроку: подвела учащихся к самостоятельной формулировке целей, учащиеся были заняты разными видами деятельности, работа в основном самостоятельная (групповая), деятельность учащихся преобладает, учитель в большей степени консультирует, корректирует работу учеников. В качестве формы общения использован диалог. В конце урока была проведена рефлексия(подведение итогов урока и его оценка). Включены межпредметные связи. Формы работы таковы, что предполагают развитие универсальных учебных действий
На уроке формировались следующие УУД:
Регулятивные
РУУД 1(умение формулировать цели и задачи обучения)
РУУД4 (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи)
Познавательные
ПУУД1(умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации и т. д)
ПУУД2 (умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач)
ПУУД3 (смысловое чтение)
Коммуникативные
КУУД1(умение работать в группе)
КУУД2(умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации)
Личностные
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Домашнее задание - групповой проект (опережающее задание, настраивающее на изучение рассказа Астафьева «Васюткино озеро»
Мне кажется, что удалось решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения.

Презентация носит прикладной характер (она не содержит всех практических материалов к уроку. На слайдах даны цели, формулировка темы урока и отмечены основные этапы урока, представлен иллюстративный материал. Основная работа велась не с презентацией, а в группах, основной вид работы – речевое общение)

Конспект урока.
Дети сидят по группам (по 4 человека)
1. Приветствие. Психологический настрой. 3 мин
Мы прочитали с вами замечательный приключенческий роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Сегодня мы проводим по нему заключительный урок. Вы не случайно сидите по группам. Каждая группа – корабль, который вот-вот отправится в путешествие. На ваших столах есть картинка с изображением корабля и фломастеры. Придумайте название своей шхуне. И помните, как корабль назовешь, так он и поплывет.
(ребята совещаются и озвучивают название своей шхуны)
Желаю нам всем счастливого плавания! Семь футов под килем, как говорят моряки!

2. Проблемная ситуация, формулировка целей урока.
Просмотр ролика из кинофильма «Красная шапочка» «Необитаемый остров» 2 мин
-Как вы думаете, почему я начала урок с этого видеофрагмента?
(возможные ответы детей : Робинзон тоже попал на остров, у него не было многих необходимых вещей, но он сумел выжить там, потому что умел многое делать, обладал многими ценными качествами, благодаря которым не погиб, а выжил)
-Сформулируйте цель нашего урока. Что мы должны сегодня сделать? О чем подумать?
(мы должны вспомнить, как Робинзон выживал на острове, сделать выводы, понять, какие качества характера помогли Робинзону выжить) 3 мин

3. Итак, вперёд! Пусть наши корабли несутся, подгоняемые попутным ветром! Для начала вспомним об авторе романа и его замечательной книге.
Звук корабельной рынды.

Блиц- опрос (разминка) Игра «Верю –не верю» - 5 мин
Отвечают все желающие(фронтальная работа)
-Верите ли вы, что настоящая фамилия автора романа «Робинзон Крузо» была Фо?
(Да. Писатель частицу “де” прибавил, чтобы фамилия звучала благородно, к примеру, как граф де Ла Фер. Вероятно, стыдился своего скромного происхождения(его родители были купцами). Молодой человек стал именовать себя «Мистером Де Фо». Слитное написание фамилии пришло позже.)

-Верите ли вы что Даниель Дефо за всю свою жизнь написал только одну книгу- «Робинзон Крузо»?
(Нет. Дефо - плодовитый и разносторонний писатель, он написал более 300(около 500 книг), памфлетов и статей в журналах на разные темы (политика, экономика, криминал, религия, брак, психология, сверхъестественное и др.).

-Верите ли вы что полное название романа состоит из 39 слов?
(Нет. В полном названии романа 49 слов. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» )

-Верите ли вы, что существует продолжение романа, в котором Даниель Дефо описал приключения Робинзона Крузо на территории России?
(Да. Престарелый Робинзон, посетив свой остров, и потеряв Пятницу, добравшись по торговым делам до берегов Юго-Восточной Азии, был вынужден добираться в Европу через Россию. Он в течение 8 месяцев пережидает зиму в Тобольске. Летом того же года Крузо добирается до Архангельска и отплывает в Англию.)

-Верите ли вы, что история РК - абсолютная выдумка писателя?
(Нет. У Робинзона Крузо был прототип - шотландский матрос Александр Селькирк, который прожил на острове Масс-а-Тьерра, возле побережья Чили, в полном одиночестве 4 года и 4 месяца. )

Дополнительно:
-На карте мира можно найти остров Робинзона Крузо?
(Да. В 70 годах 20 столетия остров Масс-а – Тьерра был переименован в остров Робинзона Крузо.)

-Верите ли вы, что писательДефо в своей жизни много путешествовал?
(Нет. Сам Дефо путешествовал всего один раз: в молодости он совершил плавание в Португалию, а все остальное время жил на родине. )

4. Вспомним содержание романа.
Отвечает группа, первой поднявшая руку. 7 минут
-Сколько лет было Р.Крузо, когда он впервые отправился в морское путешествие? (18 лет)
-Назовите дату, когда Робинзон Крузо отправился в своё роковое путешествие, закончившееся многолетним заключением на острове . (1 сентября 1659 года)
-как попал Робинзон на остров?
(он поплыл в Гвинею с товаром для обмена с дикарями)
- Робинзон потерпел кораблекрушение и волной был выброшен на остров. Где он провел первую ночь?(на дереве)

-Сколько лет провел Р. на острове?
(двадцать восемь лет, два месяца и 18 дней)
-Как он назвал свой остров? (Остров Отчаяния)
-В какой момент и о чем Робинзон произносит следующие слова: «Ненужный хлам!...Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу.»?(когда находит на корабле деньги)
-Как Р.Крузо доставил продукты и вещи с разбитого корабля на берег?(на плотах из мачт)
-Что Робинзон называл памятником своей глупости?
-какие профессии освоил Робинзон на острове?( Агронома, строителя, охотника, рыбака, бондаря, столяра, повара, учителя)
-Первые слова, выученные Пятницей?(Пятница, Робинзон, да, нет)
-Как Р. покинул остров?

5. Работа в группе. Практическое задание
10 минут (выполнение плюс защита)
Каждая группа получает своё задание.
1.Изобразить календарь Робинзона
2. Из каких зерен вырастил урожай Р.Крузо? Из риса, ржи, пшеницы, овса, гречки, ячменя, кукурузы.(выбрать из списка)
Какие животные жили рядом с Робинзоном на острове? Составьте список.

3.Как изготовить лодку по методу Робинзона? Составьте план.

4.На необитаемом острове Робинзона подстерегали разные опасности. Выберите лишнее.
Встреча с дикими львами, дикарями - людоедами, пиратами, землетрясение, извержение вулкана, сильное подводное течение, цунами, пожар

5.Как изготовить светильник по методу Робинзона? Что для этого нужно? Составьте список.

6.Расположите события в порядке их следования:(расставьте цифры)
• Робинзон спасает дикаря
• Робинзон строит жилище
• Робинзон исследует остров
• Робинзон находит след ноги на песке
• Робинзон делает лодку
• Робинзон освобождает капитана английского корабля

6. Итоговое задание для групп.
Какие же качества характера, способности помогли герою выжить на необитаемом острове? Вы могли бы сами попытаться ответить на этот вопрос, и я уверена, что справились бы. Но я предлагаю вам посоветоваться с мудрыми людьми. Каждая группа должна осмыслить данные высказывания великих людей, сделать вывод и написать качество характера или способность на листе. Нужно объяснить, что вы имеете в виду. – 10 минут
Задания для групп:
1. Истинное сокровище для людей — умение трудиться.(Эзоп)
Труд притупляет горе.(Цицерон Марк Туллий)
Поверь, лишь тот знаком с душевным наслажденьем, кто приобрел его трудами и терпеньем.(И. Гёте)
Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека.(Ф. Вольтер)
Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою.(В. Г. Белинский)
(Трудолюбие)

2.Величайшее испытание мужества человека — потерпеть поражение и не пасть духом. Ральф Ингерсолл
Нам не пристало падать духом. Цицерон
Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть. А. Суворов
(Мужество , храбрость, сила духа)

3.Человек — все равно, что кирпич; обжигаясь, он становится твердым. Джордж Бернард Шоу
Чтобы добраться до источника, надо плыть против течения. Станислав Ежи Лец
Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий. Людвиг ван Бетховен
(Упорство в преодолении трудностей)

4.Все исследуй, давай разуму первое место. (Пифагор)
Слово «трудность» не должно существовать для творческого ума.
Лихтенберг Г

Три пути есть у человека, чтобы поступать разумно:
Первый — самый благородный — размышление;
Второй — самый легкий — подражание;
Третий — самый горький — опыт.( Конфуций)

«Неудача — это просто возможность начать снова, но уже более мудро».
Генри Форд
(Разум, знания, умение исследовать мир, использование жизненного опыта)

5.Даже если идет дождь, завтра будет солнце. Я буду двигаться вперед, пока сердце бьется. Макс Лоренс
Когда все дороги заходят в тупик, когда разрушаются все иллюзии, когда ни один луч солнца не блеснет на горизонте, в глубине души каждого человека остается искра надежды. Делия Стейнберг Гусман
Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться.(Гете)

Надежда — лучший врач из всех, какие известны. Дюма А. отец
(Оптимизм)

6.Источник зла есть тщеславие, а источник добра — милосердие…
Франсуа Шатобриан
Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.
К. Боуви
Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется.
Иоанн Златоуст
Доброе деяние никогда не пропадает . Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу; тот, кто насаждает доброту, собирает урожай любви...
Василий Великий
(Милосердие, доброта)

Материал для учителя:
– Мужество, смелость, храбрость, сила духа( не побоялся сразиться с дикарями, с пиратами, плыть на самодельной лодке…)
Трудолюбие, старание (много и постоянно трудился, делая работу непосильную для обычного человека)
упорство, настойчивость,не отступал от своего, выносливость( переносил жару, плавание на корабль – 11 раз, лодка – как он её делал…)
Знания(многое знал о профессиях, о растениях, животных…)
Умение наблюдать, делать выводы ( о погоде на острове, о течении вокруг острова) – дневник, календарь
Умение планировать, рассчитывать вперёд (планы о стаде, урожае хлеба)
смекалка, изобретательность,находчивость(приспосабливал предметы для своих нужд, находил им новое применение)
оптимизм(не опускал рук, хотя временами на него находило отчаяние, страх)
милосердие(помогал животным и людям – спас домашних животных, Пятницу, пленников пиратов, был милосерден к самим пиратам – не предал их в руки закона, а дал возможность жить собственным трудом)

Итоги урока: 5 минут
Наше путешествие закончено. Подумайте и скажите, что нового вы узнали, что вам больше всего понравилась делать…

Рефлексия:….

Домашнее задание: Работу в группе будем продолжать. Представьте, что вы оказались в трудной ситуации: заблудились в лесу и остались там на 2-3 дня. Как вам выжить, чтобы не погибнуть? Пообщайтесь в группе и решите, что вам необходимо, чтобы выжить, как нужно себя вести? Оформите групповой проект.
Категория: ШМО учителей русского языка и литературы | Добавил: belyayeva5
Просмотров: 63 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

МБОУ "Школа №1" г. Семенов Нижегородская обл. © 2020
uCoz