Пятница, 29.03.2024, 07:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Методический кабинет школы №1 г. Семенова

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » ШМО учителей русского языка и литературы

Урок литературы в 6 классе "Уроки истины Маленького принца"
12.01.2020, 10:58
Урок был проведен в 2018-2019 учебном году как открытый урок для учителей школьного методического объединения МБОУ «Школы №1»
Работа ведется по программе и учебнику В.Г. Москвина
Урок является заключительным уроком по произведению А.де Сент – Экзюпери «Маленький принц».
"то урок обобщения, проблемный урок с использованием групповой формы работы.

Самоанализ урока.
Тема урока: «Уроки истины Маленького принца»
Работа ведется по программе и учебнику В.Г. Москвина
Урок является заключительным уроком по произведению (запланировано 7 часов на изучение сказки А.де Сент – Экзюпери «Маленький принц»)
Урок по произведению А.де Сент – Экзюпери «Маленький принц» - это урок обобщения, проблемный урок с использованием групповой формы работы. На протяжении 6 уроков дети знакомились со сказкой, анализировали текст.
Основная цель работы заключалась в том, чтобы дети смогли в силу своего возраста осмыслить идейное содержание сказки, постигнуть нравственную сторону произведения. Было важным вызвать личностно значимые переживания и побудить ребёнка к активной деятельности по разрешению проблемных ситуаций и поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте.
Формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер заключалось прежде всего в том, чтобы формировать:
учебно-организационные УУД: определять учебную задачу
учебно-информационные: работать с художественным текстом
учебно-коммуникативные: формировать умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения, развивать умение выслушивать мнение других и работать в группе.

Структура урока была построена в соответствии с фазами урока технологии развития критического мышления – Вызов (цель: формирование мотивации на УД, постановка цели УД)
Осмысление (цель: формирование понимания, соотнесение известного с новым; освоение способа работы с информацией; поддержка целей, поставленных на стадии вызова)
Рефлексия (цель: эмоциональный отклик на прочитанное)

Содержание урока соответствует целям, задачам и дидактическим принципам УМК Г.В. Москвина. Основным критерием эффективности уроков литературы является личностное развитие ребёнка, которое проявляется в формировании его эмоциональной, духовной и интеллектуальной сферы.
Беседа, сопоставление, решение проблемных вопросов - это методы, которые были адекватны поставленным задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно использовались продуктивные методы. На уроке использовала приёмы ТРКМ - «корзина идей». Сочетание методов и приёмов стимулировали познавательную активность учащихся.

Основная форма организации учебной деятельности – фронтальная. Было организовано включение учащихся в другие формы УД (групповая, парная, включение детей в творческую деятельность – сочинение)
За работу на уроке все получили оценку «пять», о достижении поставленной цели говорит эмоциональный отклик от ребят в виде мини-сочинений.

Конспект урока.

Тема урока: «Уроки истины Маленького принца»

Цели и задачи:
развивающая:
• развивать читательский интерес учащихся;
• развивать умения сопоставлять и делать выводы, кратко формулировать свои мысли;
• развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление;

обучающая:
• учить осмысливать идейное содержание сказки, постигнуть нравственную сторону произведения;
• учить анализировать художественное произведение;

воспитательная:

• вызвать личностно значимые переживания, побудить к активной деятельности по разрешению проблемных ситуаций и поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;

Метапредметная цель урока: формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер.

Учебно-организационные:
определять учебную задачу,
формулировать гипотезы,

Учебно-информационные:
работать с художественным текстом.

Учебно-коммуникативные:
формировать умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения,
развивать умение выслушивать мнение других и работать в группе.

Тип урока: проблемный урок с использованием групповой формы работы.

Эпиграф урока:
… И вы увидите: все станет по-другому...
Антуан де Сент-Экзюпери

Ход урока
І. Оргмомент. Песочная анимация Елены Храмовой «Маленький принц».3 мин.
- Ребята, какие образы вы увидели на экране? Перечислите.
Роза. Маленький принц. Самолёт. Пустыня Сахара. Планеты. Звёзды.
- А что вы услышали?
Мотор самолёта. Мелодию.
_ Охарактеризуйте мелодию. Какая она?
Нежная. Добрая. Спокойная. Ласковая.
- А кому из героев она подходит, кого отражает?
Маленькому принцу, розе, писателю.
- Вы, конечно, догадались, что у нас сегодня заключительный урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Тема урока: «Уроки истины Маленького принца»

ІІ. Вступительное слово учителя. Стадия вызова.
Приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами.
Слайд 1. А нашим собеседником будет добрый, мудрый человек, известный нам — французский писатель А. де Сент- Экзюпери
Слайд 2. и, конечно, главный герой его сказки загадочный Маленький принц.
- Назовите темы, которые освещает писатель в своём произведении?
Слайд 3. Обратимся к «Корзине идей».
– взаимоотношения между детьми и взрослыми;
– тему дружбы и преданности;
– долга и справедливости;
– смысла жизни.
- Действительно, в сказке звучит много мудрых мыслей о дружбе, ответственности, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей.
- Но актуальны ли в нашем XXI веке заповеди- истины Маленького принца? Нужны ли они нам с вами? В этом постараемся разобраться.
Слайд 4. Эпиграфом урока станут слова Экзюпери. Если вы усвоите уроки Маленького принца, то «… И вы увидите: всё станет по-другому…»

- Как вы думаете, какова цель урока?
Слайд 5. Понять и постараться усвоить уроки истины - заповеди Маленького принца. Ответить на вопрос: к чему призывает нас главный герой сказки? Чему он нас учит?
III. Работа над текстом. Стадия осмысления.
1. Характеристика героя
- Давайте мы с вами перенесемся на маленькую планету – астероид Б -612. Кто является хозяином этой планеты, расскажите о нем?
Слайд 6. - Кто такой Маленький принц? (Маленький принц жил на планете – астероиде Б-612)
- Подберите эпитеты для характеристики Маленького принца. Какой он?
Чем занят Маленький принц? (Каждый день Маленький принц чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, вырывал ростки баобабов.)

Слайд 7. Почему баобабы опасны для планеты? Что они символизируют баобабы? (Баобабы – символ зла, всего плохого и дурного, что мешает человеку жить. Баобабы – это пороки, которые разрушают душу человека, а человек – это целая вселенная.)
- Какое правило твердо усвоил Маленький принц? ( «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету») Слайд 8.
- Актуальна ли эта истина для нас сегодня? Почему?
2. Характеристика розы.

Слайд 9. - Какое чудо? Как этот предмет связан с Маленьким принцем?
На планете Маленького принца растет Роза.
- Как ведёт себя Роза? Зачитайте.
Подберите эпитеты к розе, какой это цветок?
Слайд 9. (красивый и капризный цветок)
Как вы думаете, почему роза так капризна? (лишь для того, чтобы обратить на себя внимание) Почему Маленький принц покидает Розу и отправляется путешествовать? (поссорились, Маленький принц ещё не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь)
Какую мудрость постиг МП, когда покинул свою планету и оставил цветок? Цитата из текста глава VІІІ
Слайд 10. (Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться... Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”)
Итак, второй урок: «Надо судить не по словам, а по делам»
- Объясните смысл этой истины.
3. Путешествие Маленького принца
Слайд 11.  Маленький принц путешествует по планетам - астероидам, где встречается с разными взрослыми людьми. Сейчас, работая в группе, ваша задача – выяснить, что являлось ценным для обитателя той или иной планеты, определить главную черту характера её обитателя и сформулировать вывод – ту истину, которую понял МП, посетив эту планету. Работая по карточке, можно использовать при ответе опорные слова из правой колонки, находить и зачитывать цитаты из книги.
4. Выступления групп, обсуждение


Слайд 12. I группа – планета короля

Вопросы Фразы, которые вы можете использовать при ответе
1. Назовите планету по описанию: пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия. Кто её обитатель? 1. По словам пУрпур, горностай, восседать, подданный, мантия мы догадались, что это планета ……..

2. Что было самым важным для обитателя этой планеты?
2. Он в каждом видел…… подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений.

3. Главная черта его характера?
Какой он?
3. Главная черта его характера – это….властолюбие.
Он величественный, эгоистичный. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел мечтаний короля.

4. Какой урок получает МП?
5. Объясни смысл этого высказывания? «Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»

Слайд 13. Итак, третий урок: «...суди сам себя»
-Что это значит, ребята? Спасибо за работу. Слово 2-й группе

Слайд 14. II группа - планета честолюбца

Вопросы Фразы, которые вы можете использовать при ответе
1. Назовите планету по описанию: забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди. Кто её обитатель? 1. По словам забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди мы догадались, что это планета ……..
2. Что было самым важным для обитателя этой планеты? 2. Честолюбец хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам.
3. Назовите главные черты его характера?
4.Главная черта его характера – он самовлюблённый, равнодушный, тщеславный

4. Какой урок вынес МП?
5. Объясни смысл этого высказывания? Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит тщеславный человек, это кажется принцу просто глупым и смешным
Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал. Честолюбие хорошо в разумных пределах

Слайд 15. Четвёртый урок: Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал. Честолюбие хорошо в разумных пределах.


Слайд 16. III группа – планета пьяницы

Вопросы Фразы, которые вы можете использовать при ответе
1. Назовите планету по описанию: пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга. Кто её обитатель? 1. По словам пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга мы догадались, что это планета ……..
2. Что было самым важным для обитателя этой планеты? 3. Он не мог бросить ……… пить оттого, что ему стыдно за себя. В водке он находит забвение,
потому что …ему совестно пить…….
3. Назовите главную черту его характера?
4.Главная черта его характера – это….слабость, бесхарактерность

4.Что делать в подобной ситуации? Как изменить жизнь? Назовите урок, который усвоил Маленький принц. Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга, поэтому следующий урок – это то, что нужно найди в себе силы изменить себя

Слайд 17. Пятый урок: найди в себе силы изменить себя.
- Актуальна ли эта истина для вас, юных читателей? Докажите.
Слайд 18. IV группа планета «делового человека»

Вопросы Фразы, которые вы можете использовать при ответе
1. Назовите планету по описанию: пятьсот миллионов, серьёзный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ. Кто её обитатель? 1. По словам пятьсот миллионов, серьёзный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ мы догадались, что это планета ……..

2. Что было самым важным для обитателя этой планеты? 3. Он занят бессмысленным подсчётом….. звёзд

Он пытается завладеть………вселенной…………….,

чтобы…… упрятать её в свой личный сейф
3. Назовите главную черту его характера?
4.Главная черта его характера – это….бесмысленность, бесчеловечность

4.Какой урок вынес Маленький принц? Маленький принц говорит: Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».
Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно
Слайд 19. Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно. «Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».
Слайд 20. V группа – планета фонарщика

Вопросы Фразы, которые вы можете использовать при ответе
1. Назовите планету по описанию: меньше всех, как будто рождается звезда, уговор, вращается всё быстрее. Кто её обитатель? 1. По словам меньше всех, как будто рождается звезда, уговор, вращается всё быстрее мы догадались, что это планета ……..
2. Что было самым важным для обитателя этой планеты? 2. Он то зажигал…………………………..,

то ……………………..,

потому что …………… такой уговор ………
3. Назовите главную черту его характера?
3. Главная черта его характера – это….
Ответственность, верность слову

4. Какие чувства вызывает у МП фонарщик?

Он восхищён, потому что «по-настоящему полезно, потому что красиво», в его работе есть смысл, Маленький принц мечтает подружиться с фонарщиком, он думает не только о себе, верен слову, не покладая рук трудиться для людей

5. Счастливый человек фонарщик, по мнению Маленького принца? Да. Потому что всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека

Слайд 21. Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека

Слайд 22. VI группа – планета географа

Вопросы Фразы, которые вы можете использовать при ответе
1. Назовите планету по описанию: толстенный, путешественник, вечные вещи, кабинет, справки, учебник. Кто её обитатель? 1. По словам толстенный, путешественник, вечные вещи, кабинет, справки, учебник мы догадались, что это планета ……..

2. Что было самым важным для обитателя планеты? 3. Считает себя слишком ……………………..
важным лицом, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы.
3. Назовите главную черту характера?
4.Главная черта его характера – это….слишком важный, не настоящий

4. Нравится ли учёный Маленькому принцу?

Сначала он кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нём, потому что тот «никогда не выходит из кабинета» и обо всём знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя слишком важным лицом и ему некогда разгуливать. Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть её. Он говорит, что цветы эфемерны. Это значит: то, что должны скоро исчезнуть. И это заставляет принца волноваться за свою розу. "Моя краса и радость недолговечна, - сказал себе Маленький принц, - и ей нечем защищаться от мира, у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!"
1. Урок МП? Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета

Слайд 23. Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета
Вывод: Маленький принц отправляется странствовать и оказывается на планетах-астероидах, которые имеют общие черты. Какие? (нет названия; очень маленькие; живёт один человек, и этот человек – взрослый. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна) Экзюпери показывает, что для обитателей астероидов ценно:
Обитатели планет
Главная черта характера (порок)
Король Жажда власти

Честолюбец тщеславие

Пьяница
Пьянство, слабоволие
Деловой человек Жадность, богатство

Фонарщик И только один фонарщик верен своему слову.

Географ
накопление знаний, ограниченность, обо всём знает лишь понаслышке

Мы, вслед за Маленьким принцем, видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы:
Зачем власть, если нет подчиненных;
Зачем слава, если нет поклонников;
Зачем жить, если стремишься к забвению;
Зачем богатство, если его некуда деть;
Зачем работа, если она бессмысленна;
Зачем наука, если она не основана на фактах?
Зачем? Зачем? Зачем?
Маленькие планеты не дают ответа, они только ставят вопросы, потому что на них живут очень занятые взрослые люди.
Вывод: - Почему писатель говорит: “Дети! Берегитесь баобабов!”
Слайд 24. (Путешествуя с Маленьким принцем, мы увидели целую галерею человеческих пороков: властолюбие, честолюбие, тщеславие, эгоизм, пьянство, жадность, ограниченность. Это те силы, которые разрушают душу человека.)
- Ребята, а что противостоит порокам?
(Добродетель – стремление человека к добру, это и отдельное положительное качество человека.)
Слайд 25. НО добродетели не даются от природы. Они приобретаются в результате обучения, им надо учиться.

- Мы должны выяснить, какие добродетели приобрёл Маленький принц, побывав на планете Земля?

седьмая планета – Земля
Вопросы Фразы, которые вы можете использовать при ответе

1. Что испытал и понял Маленький принц на Земле? 1. Маленький принц не встретил людей и очень удивился, затем испытал отчаяние. Он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух, и, может быть, навсегда... Какой же я после этого принц?.."
Он лег в траву и заплакал»

2. Кто появляется перед принцем в тяжёлую минуту разочарования? 2. В тяжёлую минуту разочарования перед принцем появляется Лис.

3. Какие жизненные истины открыл ему Лис?

4. Урок Маленького принца.

4. Появление Лиса учит истинному пониманию любви и дружбы Его высказывания – большая мудрость: чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать самое дорогое – своё время. «Твоя Роза так тебе дорога, потому что ты отдавал ей все свои дни». Не только Роза нуждалась в Маленьком принце, но и Маленькому принцу нужна была Роза. Роза – единственный на свете цветок, потому что он её «приручил.
«Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!»

Маленький принц понял, что надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире
Понять другого нужно не только умом, но и душой, и сердцем. Нужно научиться сопереживать.

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

– Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше. Что понимает он сейчас?

Слайд 26. Девятый урок: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»

- В ответе за всё – значит, быть ответственным за что? (за людей, которые живут рядом; за слабых и беззащитных, которые ждут нашей помощи; за животных, которые живут рядом с нами и доверчиво ждут нашей ласки….)
- А за кого в ответе вы?
-Что для вас эта заповедь?

Слайд 27. – Давайте вспомним о звёздах. Что они для Маленького принца? Зачем светят звёзды? (Чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою звезду)
Чтение отрывка из XXVІ главы «У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...
- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться! И он сам засмеялся»
 Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)
Слайд 27. Десятый урок: «... У каждого человека - свои звезды»

Рефлексия
Вот мы и постигли уроки Маленького Принца.
Слайд 28. Давайте ещё раз прочитаем эти заповеди.
- Как вы думаете, что значит истина, заповеди? Правила, по которым должен жить каждый человек, чтобы на его планете не выросли баобабы.

Слайд 29. - Для чего человек живёт?
- В чём истинное счастье? Домашнее задание. - Как же поняли вы, мои юные читатели, эти заповеди?
Предлагаю вам выразить свои мысли в форме сочинения (не более 3-5 предложений

Слайд 30. Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы». Эта книга – завещание. Книга уроков истины!

7. Итог. Заключительное слово учителя.
Слайд 31. – Если вы усвоите уроки Маленького принца, то «… И вы увидите: всё станет по-другому…»
Вот и пришло время расстаться со сказкой А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Над нею и улыбнешься и взгрустнешь, а главное – непременно задумаешься. Сказка эта мудрая и человечная. Сент-Экзюпери говорит в ней о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, о горячей любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу. И о том, каким же быть человеку на этой, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете – Земля. Маленький принц ушёл, но он всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял его уроки истины.
Слайд 33.
Домашнее задание. - Как же поняли вы, мои юные читатели, эти заповеди?
- Для чего человек живёт?
- В чём истинное счастье?
Предлагаю вам выразить свои мысли в форме сочинения (не более 3-5 предложений).
Категория: ШМО учителей русского языка и литературы | Добавил: Колобянина
Просмотров: 420 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

МБОУ "Школа №1" г. Семенов Нижегородская обл. © 2024
uCoz